Журнал для деловых людей.
Интервью, мода, бизнес, книги, политика,
искусство, технологии, общество

КОНЦЕПЦИЯ ДЕЛОВОГО СТИЛЯ И LIFESTYLE

Сложную проблему мы уместим в несколько предложений. Традиционный консерватизм – сделаем более креативным. И в итоге – получим деловой стиль, сочетающий качество высокого стандарта и новые интересные идеи.

 

Римские-Корсаковы на службе Отечеству

Герб Римских-КорсаковыхВ самом общем смысле национальную культуру можно определить как систему норм и ценностей жизни того или иного народа или этнической общности. На такую систему оказывают влияние исторические традиции, язык, образование, религия, искусство, политический строй и многое другое. В совокупности это приводит к тому, что национальная культура повседневно входит в нашу жизнь. Она задаёт образ мысли и поведения в обществе и в семье, формирует морально-этические ценности и отношение к ним. Носителями и примерами национальной культуры становятся архитектурные памятники, классическая литература, музыка, театр. И люди, чьи деяния оказали ощутимое влияние на формирование современного культурного контента.

 

Но, признавая весь авторитет и глубину культурного наследия этих имён, мы не можем в полной мере оценить этот вклад, если будем рассматривать их отдельно от «почвы» – от истории Отечества.

 

Известно, что море покорило Николая Андреевича Римского-Корсакова на всю жизнь. Тема моря звучит в опере «Садко» и в произведении «Шехеразада», где созданы непревзойденные картины необъятной водной стихии.

И если Римский-Корсаков стал, бесспорно, лучшим в музыкальном мире маринистом, то в этом сыграли свою роль не только впечатления, полученные композитором во время путешествия на клипере «Алмаз», но и сама история рода Римских-Корсаковых, которая неразрывно связанна с историей отечественного флота.

 

История рода Римских-Корсаковых на российской земле – это 600 лет службы русскому Отечеству. Эта фамилия дала русскому флоту почти два десятка морских офицеров. Пятеро из них – российские адмиралы, а четверо из рода Римских-Корсаковых в разное время возглавляли старейшее в стране светское учебное заведение – Морской кадетский корпус (ныне Морской корпус Петра великого – Санкт-Петербургский военно-морской корпус). Недаром на дворянском гербе рода Римских-Корсаковых изображены два якоря и морские волны на щите.

 

Начало.
Общий предок всех трёх родов Жигмунт (Сигизмунд) Корсак, родом чех и подданный Священной Римской империи (хотя позднейшие русские родословные сказания и называют его родственником князей литовских), выехал в Литву при великом князе Витовте. Из трёх его сыновей один – Фридрих – остался в Литве и стал родоначальником литовских Корсаков, а двое других – Венцеслав и Милослав – в 1390 г. сопровождали в Москву невесту великого князя Василия I (сына Дмитрия Донского) Софью Витовтовну. Они то и остались в Москве, причём от Милослава произошла фамилия Милославских, а от Венцеслава – Корсаковых.

По прошествии трёхсот лет род Венцеслава Корсака насчитывал несколько поколений и сильно разветвился. Те Корсаковы, которые шли по прямой линии от Венцеслава, обратились в 1677 году с челобитной к царю Фёдору Алексеевичу, прося разрешения им, и ещё 15-и представителям рода, писаться Римскими-Корсаковыми – как прямым потомкам подданных Римского императора. Что и было узаконено повелением царя от 15 мая 1677 года.

Сведения о первых Корсаковых очень скудны. Пожалуй, это всё, что известно о них. Зато больше всего известно о 4-й ветви рода, к которой принадлежал композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908 гг.). Представители этой ветви во многом составляют достояние и гордость не только отечественной культуры, но и пример славного служения русскому Отечеству.

Основоположник этой ветви рода дворянин московский Никита Гурьевич в конце 17 века был стряпчим и имел сыновей Якова и Василия. Младший сын Василий Никитич состоял Белозерским комендантом, а с 1706 года комендантом Тихвинского подмонастырского посада.

От старшего сына – Якова Никитича – 4-я ветвь рода продолжилась на многие поколения вплоть до наших дней.

Яков Никитич (1679-1734 гг.) в первые годы 18 века служил в Новгородском полку. Своей успешной деятельностью привлёк внимание всесильного Александра Даниловича Меншикова, который рьяно способствовал его продвижению по службе. В 1706 году Яков Никитич был назначен комендантом Копорья, потом – ландрихтером (земским судьёй) и, наконец, в 1711 году вице-губернатором Ингерманладским, т.е. Петербургским.
В 1709 году он получил царскую грамоту «за рачение». Полномочия его были достаточно широки. В Никольском погосте Яков Никитич построил 2 церкви (Никольскую и Михаила Архангела), которые в 1711 году были освящены при личном присутствии Новгородского митрополита Иова и самого строителя.

Один из трёх сыновей Якова Никитича – Воин Яковлевич (прадед композитора) был крестником Петра I. 14-летним мальчиком он окончил Академию морской гвардии. Стажировка во Франции (Тулон) позволила ему получить чин лейтенанта французского флота – редкое по тем временам исключение. Вернувшись в отечество, Воин Яковлевич начал службу на Балтийском флоте, которая сочеталась с важными дипломатическими поручениями. В этом человеке слились воедино светскость с практической деловитостью. Вспомните повесть А.С. Пушкина «Арап Петра Великого». Автор изображает там некоего Корсакова, щёголя и вертопраха, а рядом с ним серьёзного и деятельного прадеда своего Ганнибала. Воин Яковлевич хоть и был красавцем и щёголем, это не мешало ему доблестно служить Отечеству. Морское дело он знал блестяще. В качестве «Маршала от флота» (военно-морской атташе) в 1740 году он участвовал в посольстве к турецкому султану, сопровождая полномочного посла графа А.И. Румянцева в Константинополь. В 1743 году Воин Яковлевич командовал линейным кораблем «Азов» в боевых действиях против шведов. В 1747 году был произведён в контр-адмиралы. С 1751 года он – командующий Кронштадской эскадрой. С 1752 года и до конца жизни В.Я. Римский-Корсаков являлся присутствующим Адмиралтейской коллегии – высшего органа управления Российского флота. Карьеру он закончил в 1755 году в чине вице-адмирала. Умер Воин Яковлевич в 1757 году. В числе самых знатных дворян, доблестно служивших Отечеству, Воин Яковлевич с личного разрешения императора похоронен в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. Он стал основоположником морской династии в роду Римских-Корсаковых. (Кстати, сын Воина Яковлевича – Пётр, унаследовал имение «Никольское», где и родился Андрей Петрович Римский-Корсаков – отец композитора).

 

Большую известность приобрёл и дядя композитора – Николай Петрович Римский-Корсаков. Вице-адмирал флота, директор Морского кадетского корпуса, член адмиралтейского совета, кавалер орденов Св. Владимира IV степени с бантом, знака Прусского железного креста, ордена Св. Владимира III степени, он был удостоен и высочайшей для офицера награды – золотой сабли «За храбрость».
Участник войны 1812 года, он отличился в боях под Смоленском и в Бородинском сражении. Был ординарцем у великих полководцев: генералов Раевского, Ермолова и у самого главнокомандующего Кутузова. Корабли под его командованием резали неспокойную пучину Балтийского и Немецкого морей. Он ходил в Копенгаген, Гревзенд, Данциг, Портсмут, бороздил воды Тихого океана. В 1823-26 гг. под командованием О.Е. Коцебу он совершил кругосветное плавание. Когда русские моряки
открыли в Тихом океане архипелаг из островов и атоллов (Маршалловы острова), то один из атоллов получил имя Римского-Корсакова в честь Николая Петровича. За свою карьеру Николай Петрович командовал фрегатом «Елена», на котором, кстати, дошёл по Средиземному морю до французского города Тулон, где в юности некогда изучал азы морского дела его знаменитый дед – Воин Яковлевич Римский-Корсаков; яхтой «Нева»; кораблём «Царь Константин». В 1831 г. Николай Петрович воевал под стенами Варшавы. Любимец императора Николая I, он позднее стал флигель-адъютантом Имперского величества. Довелось ему так же учувствовать в боях под Варной, где он командовал 20-пушечным бригом «Орфей».

 

В 1843 году Николай Петрович Римский-Корсаков возглавил Морской кадетский корпус, директором которого являлся до самой смерти в 1848 году. Он сделал себе блестящую карьеру, был счастлив в браке. Тем не менее, в 1848 году весь Петербург был поражён страшным известием: Николай Петрович покончил с собой, не пережив смерти своей горячо любимой жены, внезапно скончавшейся от холеры.

 

Династия.
Блестящая карьера.Пример Николая Петровича, несомненно, оказал положительное воздействие на его племянника – Воина Андреевича (старшего брата композитора), который стал одним из выдающихся моряков отеественного флота и виднейшим организатором военно-морского образования.
Н.П. Римский-Корсаков так напутствовал племянника:
– Я лично не променяю морскую службу ни на какую другую. Пусть племянник мой смело идёт по моим стопам и приумножает традиции Ушакова, Лазарева, Беллинсгаузена, Крузенштерна, достойных сынов российских, прославившихся в огне сражений или в дальних морских путешествиях. Благословляю отрока Воина.
Воин Андреевич Римский-Корсаков всю жизнь посвятил морскому делу. С восьми лет он учился в Александровском корпусе Царского села, затем в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Службу начал на кораблях Балтийского флота.
В 1852 году Воин Андреевич стал участником экспедиции
Е.В. Путятина, командуя пароходной шхуной «Восток», которая была куплена в Англии и повсюду сопровождала фрегат «Паллада». Во время этой экспедиции Воин Андреевич совершил плавание от Кронштадта к берегам русского Дальнего Востока и морем обратно вернулся на Балтику. Он побывал в странах Южной Африки, Китае, Японии и обо всём увиденном и пережитом писал своим родителям и младшему брату Нике (будущему композитору) в Тихвин.

Во время экспедиции Воин Андреевич впервые провёл через Татарский пролив морское судно и нанёс на карту фарватер. Это позволило обеспечить безопасность Камчатской флотилии во время Крымской войны. Его служение Отечеству, помимо всего прочего, является неоценимым вкладом в дело исследования и освоения Дальнего Востока. Его именем была названа группа островов в заливе Петра Великого, ныне вошедшая в состав дальневосточного государственного морского заповедника. Воин Андреевич опубликовал 12 научных работ по различным отраслям морского дела. В феврале 1860 года капитан первого ранга В.А. Римский-Корсаков был назначен начальником штаба Кронштадтского порта. В 1865 году «за отличие по службе произведён в контр-адмиралы». Для деятельности Воина Андреевича характерен редкий для моряков сплав теоретика и практика в различных отраслях своего дела. Это сближает его с такими выдающимися адмиралами нашего флота как Г.И. Бутаков, И.Ф. Лихачёв, С.О. Макаров.

В 1861-1871 гг. он возглавляет Морской кадетский корпус, который при нём был преобразован в Морское училище, получившее статус высшего учебного заведения. При Воине Андреевиче были отменены некоторые обязательные занятия, сокращено число строевых занятий, повысилась роль самостоятельной подготовки кадетов. Кадетам было разрешено ежедневно после занятий уходить в город до 23 часов. В дисциплинарную практику ввели «штрафные отметки», которые влияли на старшинство в выпуске, что учитывалось не только при распределении по окончании училища, но и при получении очередных офицерских званий.
4 ноября 1871 года Воин Андреевич скончался от паралича сердца в возрасте 49 лет.
Его сыновья достойно продолжали дело отца. Старший, Пётр -командовал линейным кораблём «Император Павел» и после 5-ти лет службы на этом корабле получил чин контр-адмирала флота. Потом служил командиром Владивостокского порта. Младший, Фёдор – окончил Морское училище четвёртым по списку из 58 человек с премией адмирала Нахимова (на то он и Римский-Корсаков, сын и правнук знаменитых Воинов). В годы русско-японской войны он служил на одном корабле, броненосце «Петропавловск», вместе со знаменитым вице-адмиралом С. Макаровым, командующим флотом Тихого океана. За девять дней до подрыва броненосца «Петропавловск» и трагической гибели С. Макарова, Фёдор покинул корабль, приняв командование эсминцем «Беспощадный». Во время обороны Порт-Артура его свалила цинга, но Ф.В. Римский-Корсаков борется с болезнью, не позволяя ей прервать его труды и заботы. В 1908 – 1909 годах он принимает командование канонерской лодкой «Кореец» в Средиземном море и оказывается свидетелем катастрофического землетрясения в итальянском городе Мессина, где помогает, чем может, потерпевшим. В 1913 году он выходит в отставку, получив чин контр-адмирала. Скончался Фёдор Воинович совсем молодым, став пятым контр-адмиралом в роду Римских-Корсаковых, высоко пронеся славу Андреевского флага и умножив его честь и доблесть.

 

Последний адмирал.
Сына Петра Воиновича, по сложившейся традиции, назвали в честь первого флотоводца из рода Римских-Корсаковых – вице-адмирала Воина Яковлевича (крестника Петра Великого) и в честь родного деда (старшего брата композитора) – контр-адмирала Воина Андреевича. И тем самым предсказали его судьбу – стать адмиралом флота.
Воин Петрович учился прекрасно, как и его знаменитые предки. Получил 2-ю премию адмирала Рикорда и в 1910 году стал мичманом. Первые годы службы провёл на крейсере «Аврора», том самом, знаменитом. В 1916 году заслуги Воина Петровича в походах первой мировой войны были отмечены мечами и бантом к ордену Станислава III степени.

Его судьба трагична во многих аспектах. После октябрьского переворота 1917 года он принял новую власть и во время гражданской войны выдвинулся в число ведущих организаторов применения артиллерии в рабоче-крестьянском красном флоте. В 1920 году Воин Петрович занял ответственный пост флагманского артиллериста штаба Черноморского флота, а в 1921 году – главного артиллериста штаба Черноморского флота. Его боевые заслуги были отмечены Реввоенсоветом Республики – Воин Петрович был награждён золотыми часами. Блестящая карьера в советское время окончилась арестом – участь многих талантливых полководцев и учёных того времени. Первый арест произошёл в 1930 году. Он «сидел» в 34-х километрах от Москвы, занимаясь проектированием систем вооружения, изучая по вечерам итальянский язык (английским, французским и немецким владел хорошо), и твердо веря, что его арест – безусловная ошибка. Сам начальник Морских сил СССР В. Орлов ходатайствовал о том, чтобы его выпустили. После выхода на волю он еще несколько лет плодотворно работал, проектировал новые советские линкоры. Второй арест случился 18 января 1937 года, а в мае Воин Петрович был расстрелян. На нём трагически оборвалась славная морская династия Римских-Корсаковых. Реабилитировали Воина Петровича 29 июня 1957 года.

 

Композитор.
Сам Николай Андреевич Римский-Корсаков, несмотря на короткую морскую службу, оставил заметный след в истории нашего флота. В 18 лет он окончил Морской кадетский корпус и затем совершил трёхлетнее плавание на военном парусном корабле-клипере «Алмаз» в экспедиции Лесовского. Гардемарин Римский-Корсаков сам участвовал в строительстве этого судна, конструкция которого воплотила многовековой опыт парусного кораблестроения. В день, когда команда отметила два года плавания, на борт были доставлены приказы морского министра. Один предписывал судну идти в Европу, вторым приказом четверым гардемаринам, в том числе и Римскому-Корсакову, присваивалось звание «мичман». 18 декабря «Алмаз» причалил к рейду испанского города Кадикс. Затем следовали другие средиземноморские порты: Вилла-Франка, Тулон, Генуя. В мае «Алмаз» взял курс к родным берегам.

Будучи на посту инспектора оркестров Морского ведомства (10 лет), Николай Андреевич заложил прочные национальные основы военно-музыкального дела на кораблях и в частях флота, которые ещё при его жизни принесли заслуженную известность российским судовым оркестрам и получили достойное продолжение в 20 веке…

 

Николай Андреевич настаивал на широком развитии музыкальной культуры
– Музыка должна разлиться по всем слоям общества…
Он мечтал о создании органического, природно-цельного, всенародного искусства.
Римский-Корсаков писал для народа, его творчество выросло из народной почвы, корни его музыки – в народной песне, в народном обряде, в памяти народного творчества.
В душе художника было заложено глубокое национальное чувство. Отсюда и тяготение его творческих замыслов к древнейшим русским городам с тысячелетней историей – Пскову и Новгороду, к сказочным сюжетам и русской классической литературе – к Пушкину и Гоголю.
Самую высокую оценку за своё творчество, за своё искусство получил Н.А. Римский-Корсаков от своих соотечественников.
А.К. Глазунов так отзывался о нём:
– Подобных ему не было и может быть никогда не будет. Николай Андреевич был великий гений с пытливым умом и высокой душой. Он всегда стремился к возвышенному идеалу.
С.В. Рахманинов:
– Вот величайший музыкант, чья музыка неотрывна от породившей его почвы. У Римского-Корсакова каждая нотка – русская. Имя его будет озарять своим блеском всю Россию, весь мир, он гордость русского искусства, великий художник и безупречный гражданин.
П.И. Чайковский считал Римского-Корсакова «величайшим из всех современных мастеров» и обращался к нему со следующими словами:
– При вашем громадном даровании, при соединении с той идеальной добросовестностью, с которою Вы относитесь к делу, – из-под пера Вашего должны выйти сочинения, которые далеко оставят за собою всё, что до сих пор было написано в России.

А ведь именно в тихвинском доме были заложены основы высокой нравственной культуры, носителем которой и был Николай Андреевич. Особенно большое значение этот нравственный пример сегодня имеет для общества, в котором должны возрождаться традиции духовного воспитания в семье.

 

Государственный Дом-музей Н.А. Римского-Корсакого в Тихвине – памятник федерального значения. Это подлинный дом семьи Римских-Корсаковых, где родился композитор и провёл свое детство. Каждые 2 года сюда приезжал Воин Андреевич – брат композитора. В настоящее время сотрудники музея хранят наследие семьи Римских-Корсаковых. В экспозиции, посвящённой тихвинскому периоду жизни фамилии, есть раздел, посвящённый Воину Андреевичу. Музей хранит подлинные вещи Воина и других родственников. Кроме того, музей поддерживает связи с потомками Воина. В 1974 году в Тихвин приезжала Милица Петровна Римская-Корсакова – внучка Воина Андреевича. Она передала в дар музею герб рода Римских-Корсаковых (копия с книги дворянских родов) и сказала, что этот герб всегда хранился у старшего в семье. А теперь старшим среди трёх музеев Римского-Корсакого является Тихвинский Дом-музей.

 

Гостями Тихвинского Дома-музея были Мстислав Ростропович, артист Кирилл Лавров, композитор Андрей Петров.
В этом доме выступали Николай Васильев и Александр Ведерников, Ольга Кондина и Сергей Лейферкус, артисты Государственного большого Академического театра (Москва) и артисты Мариинского театра (Санкт-Петербург).

 

Показательной является запись в книге отзывов Государственного Дома-музея Н.А. Римского-Корсакова в Тихвине, оставленая представителями итальянской делегации:
– На великой русской земле, где рождена большая часть европейской культуры, можно познакомиться со старинными знаками огромной величины, которые не были уничтожены большой исторической трагедией. 01.06.2006 г.

Рубрика: Respect Revue №1, Культура.   Теги: , ,   
Также рекомендуем:
Go analog
Говорить о новой звуковой революции конечно не приходится, возвращение забытого формата сегодня продиктовано интересом к аналоговому звучанию и… модой. Но модой более чем достойной. Первая грампластинка в мире...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Вивьен Вествуд
Увидев ее наряды великая Габриэль Шанель, наверняка бы, фыркнула. А скромный и застенчивый Кристиан Диор - покраснел. Но безумно эпатажная и не менее талантливая Вивьен Вествуд привыкла не обращать внимания ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Любовь по расчёту
Альфред Хичкок, который обожал Грейс и в своё время снял её в трёх своих фильмах, предложил княгине главную роль в фильме «Марни». Зная, что это поможет вернуть Грейс к нормальной ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Эдит Пиаф
“Я не жалею ни о чем”. Этот бессмертный шедевр в сентябре 1960-го года принес ей молодой поэт Шарль Дюмон. Через две недели зал “Олимпия” потрясенно слушал, как маленькая женщина поет: ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Джо Дассен
«Настоящая радость для меня - услышать, как мою песню напевает себе под нос уличный художник или насвистывает заправщик на бензоколонке, не задумываясь о том, кто его клиент. То, что мои ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Go analog
Вивьен Вествуд
Любовь по расчёту
Эдит Пиаф
Джо Дассен. Поющий сердцем

Частичное или полное копирование, перепечатка и использование материала допускается только с разрешения редакции.