Журнал для деловых людей.
Интервью, мода, бизнес, книги, политика,
искусство, технологии, общество

КОНЦЕПЦИЯ ДЕЛОВОГО СТИЛЯ И LIFESTYLE

Сложную проблему мы уместим в несколько предложений. Традиционный консерватизм – сделаем более креативным. И в итоге – получим деловой стиль, сочетающий качество высокого стандарта и новые интересные идеи.

 

А дым отечества не так уж и приятен

КурениеМногочисленные яркие глянцевые пачки сигарет с разнообразными названиями марок не могут не привлечь внимания. Нежная роза, пушистое пёрышко, кокетливая бабочка – глядя на эти изображения, на секунду можно подумать, что под блестящими упаковками кроются вовсе не бумажные трубочки с измельчённым табаком, а освежающие леденцы или жевательная резинка. Конечно же, есть  коробочки и «посолидней»: лаконичный дизайн, минимум цвета и красок, и обязательно – строгим, но броским шрифтом – название марки. Фирменный стиль у каждой свой, но цель одна – во что бы то ни стало убедить человека, что он не курит. А отдыхает, наслаждается обществом друзей, поддерживает имидж или подчеркивает собственную независимость…

Результаты этой иллюзии для нашей страны налицо – количество курильщиков увеличивается с каждым днем. По официальным данным, за последние 15 -20 лет производство табака в России выросло более чем в 3 раза, а число зависимых от никотина – на 440 тыс. человек. Мы занимаем третье место в мире по проценту курящего населения.

 

Российское гостеприимство.

Сказать «спасибо» за это нужно, прежде всего, зарубежным производителям. Примерно 90% российского табачного рынка контролируют 4 гиганта British American Tobacco (ВАТ), Japan Tobacco International (JTI), Philip Morris International, Imperial Tobacco. Завоевание российского рынка транснациональными корпорациями началось после того, как в экономически развитых странах Запада лет 15 – 20 назад стартовала мощная антитабачная кампания. Особый энтузиазм проявили Америка и Канада. Запрет рекламы сигарет, курения и продажи табачной продукции в общественных местах, мощная социальная реклама с  участием знаменитостей попортили кровь табачным корпорациям. Поэтому им ничего не осталось, кроме как, взять курс на Восток. Первым делом была намечена форсированная атака на Россию.

В начале 90-х наша страна располагала благоприятнейшими условиями пребывания для зарубежных «гостей»: очень низкие акцизные ставки, сигареты – самые дешёвые в мире, рекламу табачной продукции на тот момент можно было «крутить» как по телевидению, так и по радио. Но главное, многие российские табачные фабрики прозябали на старом оборудовании и технологиях в ожидании прихода «продвинутого» состоятельного опекуна. Разумеется, табачные властители не упустили возможности взять сиротливое производство под теплое крылышко.

В числе «усыновлённых» оказались московские табачные фабрики «Ява» и «Дукат», фабрика имени Урицкого в Санкт-Петербурге, Саратовская табачная фабрика. Появились и новые предприятия: табачные фабрики «Петро», «Реемтсма-Волга», «Филип Моррис Ижора».

Процесс модернизации закончился лишь к середине 2000-х годов, и за это время успело родиться немало новых табачных брендов: «Русский Стиль», Arctic, «Ява Золотая», Glamour… На прилавках магазинов и киосков они стали соседствовать с традиционными зарубежными и отечественными марками.

Изобилие на табачном рынке сделало возможным удовлетворение всех вкусов и потребностей потребителей. Сигареты для утонченных дам или настоящих мужчин, «лёгкие» или «крепкие», с ароматом шоколада, вишни или ментола – и все в красивых упаковках – что только не придумали изощрённые умы «сигаретных» маркетологов, чтобы подсадить на никотин очередную жертву. Конечно, само по себе такое понятие, как «возможность выбора», неплохое. Даже наоборот – замечательное. Но когда дело касается товара, несущего вред здоровью человека, вкупе с отсутствием должного законодательного регулирования и отличным маркетингом, убеждающим, что курение – это образ жизни, часть имиджа, способ скоротать время, результаты могут оказаться, действительно, плачевными. Так и произошло.

 

Статистика не врет.

По данным Всемирной организации здравоохранения и Конфедерации обществ потребителей на сегодняшний день в нашей стране курят примерно 70% мужчин и 30% женщин.

Зависимых от табака представительниц слабого пола в возрасте от 20 до 29 лет гораздо больше, чем дам пенсионного возраста. А значит, если не будут предприняты меры, «женское» курение продолжит набирать обороты. Настораживает и тот факт, что 40% курильщиц не отказываются от сигареты даже во время беременности. Как правило, будущие мамы полагают: если покончить с вредной привычкой, организм испытает стресс, который непременно скажется на состоянии ребёнка. Однако продолжив курить, нередко становятся матерями больных или недоношенных детей.

Этим родительское легкомыслие не ограничивается. 92% зависимых от никотина пап и мам не стестняются зажечь сигаретку в присутствии своих детей и невольно подвергают их пассивному курению. Как известно, оно наносит не менее серьёзный вред здоровью окружающих.

На сегодняшний день Россия занимает 4 месте в мире по курению среди подростков: 29,8% составляют девочки и 40,6% – мальчики. Самый распространенный способ самообмана среди 13-15-летних любителей «подымить» в школьных туалетах и за углом соседнего дома: «Я не курю, а просто балуюсь».

Так, «баловники» к 30 годам превращаются в заядлых курильщиков, которые и дня не мыслят без сигареты, а к 50 в постоянных пациентов онкологов, кардиологов, пульмонологов, психиатров…

Ежегодно в России от различных болезней, вызванных курением, умирает около 400 тысяч человек.

 

Дело – табак… Есть ли выход?

После того, как в нашей стране были созданы все условия для разгорания табачной эпидемии, настал черед «расхлёбывать кашу». Запрет радио и ТВ-рекламы в 1996 году, наружной – в 2007-м ожидаемого эффекта не оказал. Страна как дымила, так и продолжила дымить. Между тем, в 2003 году более сотни государств-членов ООН, борющихся за здоровье своих граждан, подписали Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе с табаком. Этот документ, хоть и не имеет силы закона, провозглашает принципы антитабачной политики: повышение цен и налогов на табак, запрет рекламы, продажи табака несовершеннолетним, предотвращение незаконной торговли и пассивного курения. И является одним из самых эффективных и мощных оружий в антиникотиновой войне.

Страны, присоединившиеся к конвенции, уже вели усиленную борьбу с курением, когда Россия, наконец, решила последовать их примеру. К тому времени с момента принятия «антитабачного соглашения» прошло пять лет!

И вот, сделаны основные шаги на пути к некурящей России, продиктованные конвенцией, – 1 октября 2010 года премьер-министр В. Путин утвердил Национальную антитабачную концепцию. Поддержит её целый ряд законов «О рекламе», «Технический регламент на табачную продукцию», Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях. Основным «поддерживающим» документом станет закон «Об ограничении потребления табака», который находится в стадии подготовки.

Таким образом, в течение пяти лет нашу страну ждут планомерные «антиникотиновые» преобразования. В общественных местах будут выделены специальные зоны для курения. Вступит в силу жёсткий запрет на курение в помещениях организаций общественного питания, в школах, закрытых спортивных и медицинских учреждениях, лифтах, общественном транспорте. Сигаретами можно будет торговать только в специализированных киосках. Изменения коснутся и рекламы табачных изделий – она полностью исчезнет. Наряду с надписями о вреде курения могут появиться «предупредительные» фотографии. Будет запрещено спонсорство и стимулирование продаж сигарет. Повысятся также акцизы на все виды табачной продукции до среднего уровня налогообложения в странах Европы, состоящих во  Всемирной торговой организации.

Какие плоды принесет первая «антитабачная пятилетка», мы, конечно же, сможем узнать только в 2015 году. По правительственному замыслу, потребление табака среди россиян должно сократиться на 10-15%, а число пассивных курильщиков – уменьшиться вдвое. Конечно, это не так много, как хотелось бы. Но, когда речь идет о человеческих жизнях, огромную ценность имеет каждая маленькая победа.

 

«Антитабачное» воспитание.

Сможет ли наша страна справиться с «табачной эпидемией»? Это вопрос не только времени и средств. Ведь, несмотря на всю актуальность законодательных преобразований, главная причина «смога» над Россией остаётся не тронутой. Терпимость к курению у нас в крови. И, судя по всему, способ, который может помочь «завязать» с табаком целой стране, не многим отличен от того, что спасёт от никотина одного человека. Он прост и

сложен одновременно – осознание не просто вреда, а ненужности сигарет. Того, что полноценно жить можно и нужно без привычных затяжек. Но если курильщик приходит к этому сам, в результате морального и этического взросления, то многонациональной, многомиллионной стране нужно помочь. Не просто тем, что отнять у нее сигареты – запретный плод сладок. Нужно воспитать здоровое, некурящее поколение, которое бы осознавало, что табак – это зло, а вовсе не стиль и престиж, не покупалось бы на красивые упаковки и ласкающие слух названия. Если продолжить рассуждения «на тему», то, возможно, имеет смысл и увеличение в школах количества классных часов на антитабачную тему, или даже введение специальных занятий, обязательных для посещения.

Конечно, нельзя забывать и о взрослых курильщиках. Целесообразным будет использование тех же методов, какими пользуются табачные гиганты для популяризации своей продукции. Использование кино, музыки и театра в целях борьбы с курением – всё это должно способствовать формированию мнения, что престижно не курить, а быть независимым от никотина.

В борьбе за здоровый образ жизни, как и в любви, все средства хороши. Вопрос лишь в том, допустят ли «массовое» антитабачное воспитание хозяева рынка.

 

Но это уже совсем другая история.

Рубрика: Деловой Тихвин №5, Общество.   Теги:   
Также рекомендуем:
Кальянный бизнес. Деньги или жизнь
История кальяна насчитывает не одно столетие. Споры о том, где он был изобретен, ведутся до сих пор, и единого мнения пока не найдено. Есть несколько версий о дате и месте ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Марина Минько
Директор по персоналу Тихвинского вагоностроительного завода. Окончила факультет иностранных языков Красноярского педагогического института. Стаж работы в области кадрового менеджмента более 15 лет. Работала в компании Coca-Cola в Красноярске и ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Джо Дассен
«Настоящая радость для меня - услышать, как мою песню напевает себе под нос уличный художник или насвистывает заправщик на бензоколонке, не задумываясь о том, кто его клиент. То, что мои ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Бизнес и власть. Мирное сосуществование? Часть 2
Во многих странах мира отношения между властью и бизнесом (крупным, средним и малым) являются постоянным фактором развития экономических систем и решения социальных проблем. В России и того больше - культура ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Коко Шанель
Шанель – синоним слова «стиль» для целого мира. Обладательница этого имени посвятила Моде всю свою жизнь. Будучи замужем за своей работой, она так и не познала семейного счастья. Но это не ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Кальянный бизнес. Деньги или жизнь
Интервью с Мариной Минько
Джо Дассен. Поющий сердцем
Бизнес и власть. Мирное сосуществование? Часть 2
Коко Шанель

Частичное или полное копирование, перепечатка и использование материала допускается только с разрешения редакции.