Журнал для деловых людей.
Интервью, мода, бизнес, книги, политика,
искусство, технологии, общество

КОНЦЕПЦИЯ ДЕЛОВОГО СТИЛЯ И LIFESTYLE

Сложную проблему мы уместим в несколько предложений. Традиционный консерватизм – сделаем более креативным. И в итоге – получим деловой стиль, сочетающий качество высокого стандарта и новые интересные идеи.

 

Коко Шанель

Коко Шанель

Коко Шанель

Как романы великой мадемуазель изменили представления об элегантности.

Шанель – синоним слова «стиль» для целого мира.

Обладательница этого имени посвятила Моде всю свою жизнь. Будучи замужем за своей работой, она так и не познала семейного счастья. Но это не помешало ей оставить после себя большое потомство.

Маленькое черное платье… Твидовый костюм… Аромат Chanel №5…

Каждый ее «ребенок» был плодом большой любви.

 

Бой Капель и маленькое черное платье.

Артур Капель по прозвищу «Бой» и Габриэль  Шанель познакомились в те времена, когда Коко еще не была окружена ореолом славы гениального кутюрье.  На тот момент она – бедная провинциалка, которая провела половину своего детства в монастырском  приюте, а теперь живёт на попечении молодого буржуа Этьена Бальзана, богатого английского промышленника.

С Бальзаном Габриэль впервые встретилась в парижском кафе «Ротонда», где исполняла народные песенки Ko Ko Ri Ko и Qui qu a vu Coco (отсюда и прозвище «Коко»). Между ними вспыхнула страсть, и вскоре Шанель перебралась в замок Этьена в Руайо.  Но праздный образ жизни, который вели двое любовников, очень быстро надоел амбициозной Габриэль. Ей хотелось стать независимой и заняться своим делом, например, созданием модных шляпок.

Тем более, дамские головные уборы выходили у нее просто прелестными:  простыми, без лишнего декора, совершенно не похожими на те, что продавались в салонах.

Этьен не принял ее увлечения всерьез. Другое дело – Бой, который сразу разглядел в Габриэль талантливого дизайнера. Вскоре Шанель рассталась с Бальзаном, но, сохранив с ним дружеские отношения, перебралась на его холостяцкую квартиру в Париже, где организовала шляпное ателье. Вместе со своей напарницей, модисткой Люсьен Рабате, она принялась за работу. Вскоре лаконичные шляпки от Шанель стали пользоваться огромным спросом. Габриэль поняла, что настала пора «расширяться». Но где же взять деньги? Финансовая поддержка подоспела в лице Боя Капеля.

В 1910 году на улице Камбон, 21 открылось ателье, где рядом с дверью красовалась вывеска “Моды Шанель”. В это же время Коко и ее благодетель поняли, что любят друг друга, и стали жить вместе.

Бой был для Габриэль не только нежным любовником и лучшим другом, но и надежным деловым партнером.  Мало того, что он предоставил ей кредит для открытия собственного дела, но еще и поддерживал каждую её идею. Позже Шанель скажет писателю Полю Морану, который написал о ней книгу: «Он явился самым большим шансом в моей жизни: я нашла в его лице человека, который не деморализовал меня… Он знал, как развить во мне уникальное за счет всего остального». А еще Бой прекрасно умел угадывать нужное время и выбирать место для открытия нового бутика своей любимой. Именно он подсказал Габриэль, которая стала пробовать себя в создании нарядов, что ее минималистичный, свободолюбивый стиль лучше всего приживётся на курортах, а потом благодарные клиенты станут наведываться к ней и в Париж. Так и произошло. Два новых бутика в Довиле и Биаррице обеспечили своей хозяйке настоящий успех.

И Шанель, всю жизнь стремившаяся к независимости, смогла вернуть Капелю одолженную сумму.

Когда разразилась Первая мировая война, Бой ушёл на фронт. Казалось, что в это нелёгкое время модному бизнесу Шанель придёт конец. Но не тут-то было. Французская аристократия и буржуазия, поспешившие в наиболее безопасные курортные районы страны, стали с особым рвением раскупать всё, что продавалось в бутиках Коко: простую удобную одежду из трикотажа и джерси, шляпы без декоративных элементов.  Таким образом, Габриэль, хорошо чувствующая настроение времени, смогла не только сохранить, но и увеличить свой капитал.

ШанельДела на работе ее только радовали, а вот мысли о судьбе Боя уже не раз лишали сна. Но тревожному ожиданию вестей с фронта пришел конец  в 1915 году, когда Капеля назначили членом французско-британской комиссии по ввозу угля во Францию. После этого его служба на благо страны протекала вдали от мест боевых действий – в Париже. Когда война окончилась, Коко было 35 лет. Отношения с Боем продолжались, но Шанель понимала, что он, будучи слишком амбициозным, никогда не возьмёт замуж модистку, пусть даже столь успешную, как она.

Габриэль оказалась на удивление прозорливой. Не прошло и нескольких месяцев, Бой женился на Диане Листер, утончённой красавице голубых кровей. Это событие причинило Коко огромную боль, но самое тяжёлое было впереди.

В декабре 1919 года Артур Капель, направляясь в Канны, где собирался отметить рождество с женой, попал в аварию и скончался на месте. Трудно описать словами чувства, которые тогда пришлось пережить Габриэль, потерявшую, по её словам, любовь всей жизни. Но настроение Коко прекрасно передаёт ее творение, которое появилось после той ужасной трагедии – маленькое черное платье.

Изобретение Коко имело простой полукруглый вырез, длинные рукава и длину ниже колен.  Никаких, воротничков, пуговиц, оборок. Когда модель платья была продемонстрирована модницам Парижа, многие посчитали, что Шанель свихнулась. Предложить дамам высшего света облачиться в бедное траурное одеяние – это уж слишком! Ведь до этого момента чёрное носили лишь в знак скорби.

Однако очень скоро дамы сообразили, что творение Коко в действительности гениально. Оно не отвлекает внимания от индивидуальности женщины, прекрасно скрадывает недостатки фигуры и подходит на все случаи жизни: от пышного приёма до ужина в кругу семьи.

Но главное – простой крой и возможность использовать для пошива недорогие ткани позволяла сшить для себя маленькое чёрное платье и представительницам менее обеспеченных слоев общества. Так Шанель, оплакивая потерю любимого, облачила в траур женщин всего мира.

 

Князь Дмитрий и Chanel №5.

Великий князь Дмитрий, кузен императора Николая II, изгнанный из России за убийство Григория Распутина, покорил Шанель с первого взгляда. Они встретились в Биаррице в 1920 году.

Высокий, статный молодой человек с едва уловимым меланхоличным отпечатком на лице, одетый в старый пиджак и поношенные туфли, пробудил в ней самые неоднородные чувства: любопытство, влечение, сострадание. Габриэль была на восемь лет старше своего избранника и, в отличие от него, богата.

Когда Коко и Дмитрий стали любовниками, Шанель сделала все, чтобы украсить его скромное существование. Для начала поселила его на своей вилле «Бель Респиро», а потом в ход пошла легкая артиллерия: дорогие подарки, романтические свидания и продолжительные путешествия.

Однажды Шанель решила съездить в Монте-Карло на новом автомобиле и, со свойственной ей прямотой, спросила у Дмитрия, не хочет ли он составить ей компанию.

Великий князь смутился – у него не было денег на столь недешёвое удовольствие. Но Габриэль сразу же его успокоила: «Расходы разделим на двоих. К тому же, нам необязательно останавливаться в самом роскошном отеле…»

Эта поездка по-настоящему сблизила Великого князя и Коко: между ними вспыхнула страсть. И хотя эти отношения нельзя было назвать любовью, Дмитрий и Габриэль провели вместе немало приятных мгновений. Они загорали под солнцем Биаррица, гуляли по пляжам и лесам Аркашона, наслаждались изысканными винами Бордо… А однажды посетили Грас. Для Коко эта поездка стала судьбоносной.

В столице ароматов Дмитрий познакомил Габриэль с химиком-парфюмером Эрнестом Бо. Его отец служил при царском дворе, поэтому всю свою молодость Бо провёл в Санкт-Петербурге и был дружен с Романовыми. Парфюмер с радушием принял у себя Великого князя  с его дамой и за совместным обедом рассказал, что проводит эксперименты с альдегидами – первыми синтетическими веществами, которые делают легко узнаваемые моноароматы  более абстрактными.

Габриэль, у которой было прекрасное чутьё на революционные новинки, слушала его с огромным интересом. А потом задала провокационный вопрос: «Не могли бы вы создать духи, которые источают  аромат Женщины?»

Несмотря на то, что перед парфюмером была поставлена не совсем чёткая задача, он с энтузиазмом принялся за работу.

Вскоре Эрнест Бо показал Коко готовый результат: 10 пузырьков с различными вариациями духов, состоящих из 80 ингредиентов. Коко указала на флакон под её счастливым числом – 5. И вдохнув аромат, поняла, что не ошиблась. Нотки нероли, жасмина, ландыша, розы… – каждая из них практически неуловима. А в совокупности – поистине магическая композиция. Духи получил лаконичное название Chanel № 5. Когда флаконы с золотистой жидкостью были выпущены в продажу, они стали самым продаваемым продуктом за всю историю парфюма. Во многом этому поспособствовали сами поклонницы, которые сразу же рекомендовали духи своим подругам. Хорошую рекламу аромату в свое время обеспечила и Мерилин Монро, которая на вопрос о том, что она одевает на ночь, кокетливо ответила: «Несколько капель Chanel Nº 5».

Аромат стал вечной классикой. В отличие от него, отношения князя Дмитрия и Габриэль продлились не больше года. Потомок царской семьи женился на богатой американке, но нежная привязанность между ним и Коко сохранилась навсегда.

 

Герцог Вестминстерский и твидовый костюм.

13 октября 1924 года в одной из лондонских газет вышла весьма любопытная публикация: «Ныне много говорят о будущем одного герцога, не менее важного, чем иные особы, заполняющие хронику хитросплетением своих супружеских дел. Осведомленные лица утверждают, что новой герцогиней будет красивая и блистательная француженка, руководящая большим парижским Домом мод». Нетрудно было догадаться о ком идет рёчь.

Герцог Вестминстерский появился в жизни Шанель внезапно, и сразу же дал ей понять, что пришел всерьёз и надолго. Всё началось с дружеского обеда, на который помимо Габриэль, с которой аристократ страстно желал познакомиться, были приглашены её подруга Вера Бейт и князь Дмитрий. После совместной трапезы последовали танцы – с каждой минутой ухаживания герцога за своенравной француженкой становились всё более настойчивыми.

Однако покорить Коко ему удалось не сразу: Вендор (так звали английского аристократа) был дважды женат, и о его похождениях знало всё высшее общество не только Англии, но и Франции. К тому же, роль герцогини не сильно прельщала Шанель – ей не обязательно было выходить замуж за влиятельного человека, чтобы добиться славы и богатства.

Вскоре после первой встречи аристократ начал присылать даме своего сердца любовные письма, а вместе с ними и роскошные подарки: фрукты, цветы, драгоценности и даже… свежепойманную рыбу деликатесных сортов, которую доставляли самолётом из Шотландии прямо в Париж. Гордая Коко была не в восторге от подобного рода ухаживаний: её не купишь! Но, в конце концов, все равно сдалась. Так началось большое и красивое любовное приключение самого видного холостяка Англии и самой роскошной мадемуазель Франции. Романтические путешествия на яхтах, тайные заграничные поездки, а также частые визиты в резиденцию герцога – поражающее своим великолепием поместье Итон-Холл в графстве Чешир, в Англии. Здесь Габриэль стала настоящей хозяйкой и каждый уик-энд вместе с герцогом принимала многочисленных высокопоставленных гостей. В том числе, и таких известных, как Уинстон Черчилль или принц Уэльский, будущий король Эдуард VIII.

В обществе английской аристократии остроумная и энергичная Коко очень скоро стала своей. Но из частых и продолжительных визитов в Итон-Холл, помимо приятного времяпровождения с возлюбленным и полезных связей, Габриэль смогла извлечь для себя и другую выгоду.

Вдохновившись безупречным стилем жителей Туманного Альбиона, она стала создавать одежду с истинным английским обликом. В ее коллекциях законное место заняли свитера, полосатые жилеты и пиджаки, спортивные пальто и непромокаемые плащи. Но на пьедестале был твидовый костюм. Идея сшить одежду из этого мягкого шерстяного материала, который так любили джентльмены Англии, пришла ей случайно, когда она из любопытства примеряла костюм Вендора. «Почему бы и нет!» – подумала Коко, разглядывая себя в зеркале. Однако Шанель не была бы собой, если бы не имела свою трактовку «твидовой» элегантности. Жакет без воротника и классическая юбка до колена – именно так, по мнению Габриэль, должен был выглядеть женский костюм.  Никто и не спорил: очень скоро твид превратился в любимый элемент дамского гардероба, поскольку не стеснял движений и идеально подчёркивал все достоинства фигуры. Костюмом от Шанель обзавелись аристократки, первые леди, актрисы и простые представительницы среднего класса. Но, пожалуй, самой ярой поклонницей твида стала Жаклин Кеннеди, которая была неотразима в нём даже в день убийства своего мужа. Всё это сделало твидовый костюм настоящим эталоном утончённости и стиля.

Роман герцога и великого дизайнера одежды длился целых пять лет, и все были уверены, что эта любовная история увенчается браком. «Моя настоящая жизнь началась, когда я встретилась с Вестминстером. Наконец я нашла плечо, на которое могла опереться, дерево, к которому могла прислониться», – говорила Коко со счастливой улыбкой.

Виндор действительно страстно желал сделать ее своей женой. Единственное его условие – Габриэль должна подарить ему наследника. Ведь от предыдущих браков у него было только две дочери. Способна ли женщина стать матерью в  46 лет? Возможно, но Габриэль не повезло. Длительные курсы лечения, бесконечные визиты к знахаркам, занятия «унизительными упражнениями» так ни к чему и не привели. Герцог с болью в сердце женился на другой, а Коко продолжила творить…

 

10 января 1971 года в возрасте 88 лет Габриэль Шанель скончалась в номере-люксе отеля «Ритц» в Париже.  160 млн. долларов  – столько составлял годовой доход Дома Шанель. Однако в её гардеробе в «Ритце» находилось всего три наряда.

Рубрика: Деловой Тихвин №5, Общество.   Теги: , , , , ,   
Также рекомендуем:
Юбер де Живанши
Париж грустил. Юбер де Живанши, последний аристократ высокой моды, уходил на отдых. “Я посвящаю эту коллекцию тем, кто разделяет мою любовь к прекрасному. Я создал свои работы для тех, кто ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Кристиан Диор
У каждого художника – свой источник вдохновения. Уютный розовый дом, пышный благоухающий сад, и цветы, цветы, цветы… – пожалуй, именно этот образ помог Кристиану Диору открыть в себе талант художника ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Ив Сен Лоран
"За сорок лет своей карьеры я сделал главное: создал гардероб современной женщины. Не думаю, что произойдет что-то чрезвычайное, и современная женская мода сильно изменится", - сказал модельер в одном из ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Модный сезон весна-лето 2011
Что отличает Женщину от деловой женщины? При всём уважении к Верочке из «Служебного романа» - не просто походка. Мода - таков ответ самых известных дизайнеров мира, которые после строгих сдержанных ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Джо Дассен
«Настоящая радость для меня - услышать, как мою песню напевает себе под нос уличный художник или насвистывает заправщик на бензоколонке, не задумываясь о том, кто его клиент. То, что мои ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Юбер де Живанши
Кристиан Диор
Ив Сен Лоран
Модный сезон весна-лето 2011
Джо Дассен. Поющий сердцем

Частичное или полное копирование, перепечатка и использование материала допускается только с разрешения редакции.