Журнал для деловых людей.
Интервью, мода, бизнес, книги, политика,
искусство, технологии, общество

КОНЦЕПЦИЯ ДЕЛОВОГО СТИЛЯ И LIFESTYLE

Сложную проблему мы уместим в несколько предложений. Традиционный консерватизм – сделаем более креативным. И в итоге – получим деловой стиль, сочетающий качество высокого стандарта и новые интересные идеи.

 

Ив Сен Лоран

Ив Сен Лоран

Ив Сен Лоран

Yves Saint Laurent.

7 января 2002 года великий кутюрье Ив Сен Лоран объявил о своей отставке и напоследок надерзил всей модной элите:

- За сорок лет своей карьеры я сделал главное: создал гардероб современной женщины. Не думаю, что произойдет что-то чрезвычайное, и современная женская мода сильно изменится, – сказал модельер в одном из своих интервью.

Эти слова превратили событие, которое могло стать трауром для мира Высокой Моды в настоящий скандал. Завистники негодовали и возмущались, поклонники утирали слезы. Во всей этой шумихе только сам кутюрье сохранял ледяное спокойствие. Он знал, что своим успехом обязан двум талантам: способности шить красивую и изысканную одежду, а также умению изящно и утонченно скандалить.

 

Трико для аристократии и брючный костюм для женщин.

Кристиану Диору, которому способного молодого человека рекомендовали в качестве ассистента, Ив Сен Лоран понравился сразу. Высокий, худощавый, застенчивый

19-летний юноша только что занял первое место на конкурсе для начинающих дизайнеров, организованном Международным секретариатом шерсти, и теперь строил амбициозные планы по покорению модного Олимпа. Уверенность, что его действительно ждет большое будущее, вселяла не только победа, но и эскизы вечерних платьев, которые Сен Лоран отправил в журнал Vogue, поэтому великий Диор, не раздумывая, согласился взять его  на работу.

Став ассистентом Короля Моды, юноша с увлечением стал учиться мастерству создания одежды. Некоторые знания по дизайну он получил еще в школе при Синдикате высокой Моды, куда поступил с благословения матери, но с искусством кройки Ив был даже не знаком. Поэтому ему пришлось еще устроиться и подмастерьем к обычному парижскому портному.

Союз признанного гения и юного дарования был недолгим: менее чем через два года Диор умер от сердечного приступа, и 21-летний Ив Сен Лоран остался во главе его Дома Моды. Немного смущенный, немного испуганный столь большой честью, он прекрасно осознавал, какая ответственность на него возложена.

Еще вчера он шил наряды для кукол своей сестры и втайне от отца, успешного юриста, рисовал эскизы платьев, а уже сегодня должен был одеть в изысканные платья и костюмы целый мир.

Первый показ Дофина Ива (именно так стали называть наследника Диора) состоялся в январе 1958 года. Главный художник Дома Диор не просто оправдал надежды взыскательной публики, а произвел настоящий фурор! Коллекция, которая называлась «Трапеция» соединила безупречную технику кроя и ауру роскоши Диора с новаторским мировоззрением Сен Лорана, а новый силуэт стал настоящим открытием. Модницы всего мира, повиновавшиеся каждому слову усопшего кутюрье, и предположить не могли, что могут быть элегантными без приталенных, не всегда удобных платьев. Когда пресса, завалившая молодого модельера хвалебными отзывами, и женщины, для которых Ив стал кумиром, немного успокоились, началась работа над второй коллекцией.  В отличие от первой, она должна была не просто немного изменить модные традиции Диора, а подорвать все устои его эпохи.

«Бомба» под названием Beat Look появилась в 1960-м. Молодой кутюрье предложил женщинам одеться в свитера с высоким горлом, кожаные куртки и черные трико. Аристократия  была шокирована чрезмерно смелыми нарядами Ива Сен Лорана.

И финансовый директор Дома Диор Марсель Буссак, боясь остаться без прибыли, поспешил избавиться от дерзкого модельера. Он устроил все так, чтобы его забрали в армию, в Алжир, откуда кутюрье был родом. Там как раз разгоралась очередная война.

Жесткая армейская дисциплина и безжалостные издевательства сослуживцев, которые сразу распознали в хрупком юноше беспомощного неженку, превратили жизнь Ива в настоящий ад и навсегда оставили шрам в его душе. С тяжелым психическим расстройством модельер угодил прямиком в госпиталь, где ему назначили самое незамысловатое лечение, состоящее из электрошока и транквилизаторов. Неизвестно, к чему бы оно привело, если бы вовремя не подоспел друг кутюрье, Пьер Берже, которому удалось вызволить полуживого Сен Лорана из алжирского «плена».

Кутюрье Ив Сен ЛоранВ 1961 году друзья вместе основали Дом Моды Ив Сен Лоран, а до этого еще и отсудили у Дома Диор 700 тысяч долларов за преждевременное расторжение контракта с модельером. Ив с головой погрузился в работу: творческое озарение сменялось абсолютной апатией (последствие психической болезни), бодрое самочувствие – тяжелым алкогольным или наркотическим опьянением, в котором он находил спасение от душевных мук. Так, в боли и в радости рождались его творения: женские смокинги, прозрачные блузки, плащи из винила, платья и костюмы в стиле «сафари», блузки с галстуками.

Просторы фантазии модельера не разграничивались ни половым, ни финансовым, ни географическим признаком. Кутюрье создал первую в мире фирму прет-а-порте «Ив Сен-Лоран-Рив гош», предлагающую универсальную одежду по приемлемым ценам. С его подачи на подиумах Парижа появлялись манекенщицы в африканских платьях-бурнусах, в пестрых русских платьях-рубахах, в нарядах, дополненных дешевой стеклянной или деревянной бижутерией. Каждая новая идея кутюрье вызывала у женщин бурю эмоций. Чего стоит один только скандал с брючным костюмом для женщин! Тогда модниц, одетых от «Ив Сен Лоран» перестали пускать в рестораны, и они демонстративно снимали брюки перед входом, студенткам грозили исключением из учебного заведения. Но спустя несколько лет брюки прочно обосновались в женском гардеробе. И это был главный закон практически для всех творений кутюрье: в момент появления они вызывали много шума, но позже превращались в классику.

 

Парфюм с ароматом скандала.

Свои первые духи Ив Сен Лоран создал еще в 1964 году. Они получили лаконичное название «Y» и стали своеобразным вызовом чопорности современной парфюмерии. Яркий, свежий, контрастный «Y» полюбился многим женщинам. Но духи были только началом путешествия в удивительный, волшебный и, конечно же, скандальный мир парфюма «Ив Сен Лоран».

Через семь лет в свет вышел первый мужской одеколон YSL pour Homme. Для него кутюрье придумал весьма оригинальную фоторекламу – показал свое обнаженное тело. Таким способом он словно воспел идею мужественной беззащитности.

Этот смелый ход стал новаторским: Ив первым из коллег выразил свою философию через самого себя (после этого другие дизайнеры тоже начали рекламировать творения сами, правда, одетыми). Как и ожидалось, парфюм создал небывалый ажиотаж: пока закоренелые пуритане обвиняли кутюрье в безнравственности и дерзости, YSL pour Homme сметался с прилавков магазинов многочисленными поклонниками творчества кутюрье.

В 1977 году модельер представил на суд публики новый аромат – Opium, включающий в себя ноты гвоздики, розы и сандалового дерева. К его созданию Сен Лоран подошел с особой ответственностью. Придумал интригующее название и соответствующую упаковку. Несколько вариаций аромата были предостав- лены независимым экспертам из Франции, США, Германии, чтобы они смогли выбрать наиболее чувственную и богатую. Мнение судей было почти единодушным – и Opium, в изящном флаконе, похожем на маленькую японскую табакерку, поступил в продажу. После этого началось настоящее сумасшествие. Аромат с провокационным названием стал расходиться со скоростью света -  женщины пользовались исключительно им. Склады магазинов не успевали вовремя пополняться запасами парфюма. Масла в огонь подлила группа американских китайцев, которая обвинила модельера в пропаганде наркотиков и потребовала изменить название духов. Дело в том, что опиум, который массово ввозили в Китай колониалисты США и Британии, в свое время стал причиной высокой смертности в стране. Несмотря на возмущение китайцев Ив Сен Лоран остался непреклонен и продолжил свои плутовские дела.

Новый скандал вокруг парфюмерии от «Ив Сен Лорана» вспыхнул в начале 90-х. Французская винодельческая фирма подала в суд на кутюрье за незаконное использование слова Champagne («Шампанское») в качестве названия для нового аромата. В этот раз кутюрье пришлось уступить – духи стали называться Yvresse. Но это нисколько не повлияло на продаваемость аромата, а, наоборот, сделало его необычайно популярным.

 

Любовь и ненависть.

Очень скромный и застенчивый на публике, чрезмерно наглый и скандальный в творчестве, Ив Сен Лоран был также «экстраординарен» (как говорил сам кутюрье) и в личной жизни. Еще с юных лет он понял, что мужчины его привлекают гораздо больше, чем женщины. Несмотря на свою нетрадиционную сексуальную ориентацию, которая довольно редко приносит счастье в любви, Ив смог найти свою вторую половинку. Им оказался тот самый молодой человек, который спас кутюрье от «геройской» смерти в Алжире – Пьер Берже.

Будущие любовники познакомились в 1958 году, после показа первой коллекции Ива, и очень скоро поняли, что их связывает нечто большее, чем дружба. И даже нечто большее, чем любовь. Берже был для Сен Лорана не просто интимным другом, но и деловым партнером. Ранимая, творческая натура Ива вовсе не была приспособлена для того, чтобы вести финансовые дела. Зато расчетливый Пьер блестяще справлялся с этой задачей. Именно он смог разыскать в 1961 году инвестора, чтобы основать модный Дом Ив Сен Лоран и убедил друга, что там, в «Диор», ему должны ответить за все. В 1976 году поползли слухи, что любовники расстались, но их продолжали видеть вместе. Когда же стало известно, что кутюрье неизлечимо болен, Сен Лоран и Берже решили заключить однополый брак.

У Ива, как и у любого гения, был не только лучший друг, но и злейший враг. В «театре» Сен Лорана роль Сальери досталась Карлу Лагерфельду. Хотя, в отличие от композитора с дурной славой, немецкий модельер не уступал коллеге в таланте и профессионализме. Впервые соперники встретились еще в 1955 году на конкурсе начинающих модельеров: Иву Сен Лорану пришлось разделить с Карлом Лагерфельдом первое место. Так, лавры победителя стали яблоком раздора, а модельеры принялись яростно ненавидеть друг друга. Лагерфельд называл Сен-Лорана «женоподобным парижским задавакой», в ответ кутюрье его – «немецким выскочкой». И если коллекция Сен Лорана  была «банальщиной», то работы его соперника непременно оказывались «безвкусными». В околомодных кругах поговаривали, что причина вражды кроется не только в профессиональном соперничестве, но и в любовном треугольнике, в который были вовлечены двое кутюрье и некий француз. Другие утверждали, что Ив и Карл и вовсе влюблены друг в друга, а взаимная агрессия – это только способ скрыть чувства. Но как бы там ни было, холодная война между двумя кутюрье разгоралась с каждым годом все сильнее.

В 2002 году, когда Сен Лоран прощался с миром Моды и устроил по этому поводу ретроспективный показ, Лагерфельд не упустил возможности выразить свое мнение по этому поводу:

- Для Ива вся его карьера была сплошной пыткой… Но зачем говорить, как ты страдал, создавая очередное платье для коктейля из воздушной тафты (тем более что платье-то почти такое же, как и в прошлом сезоне)? Ради бога! Люди покупают платья не для того, чтобы размышлять на тему драмы рыдающего алкоголика, они хотят носить эту одежду и быть счастливыми!

Лишь однажды немецкий кутюрье удержался от колких комментариев в адрес Ива Сен-Лорана – в день смерти своего соперника, 1 июня  2008 года.

Рубрика: Деловой Тихвин №4, Общество.   Теги: , , ,   
Также рекомендуем:
Юбер де Живанши
Париж грустил. Юбер де Живанши, последний аристократ высокой моды, уходил на отдых. “Я посвящаю эту коллекцию тем, кто разделяет мою любовь к прекрасному. Я создал свои работы для тех, кто ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Кристиан Диор
У каждого художника – свой источник вдохновения. Уютный розовый дом, пышный благоухающий сад, и цветы, цветы, цветы… – пожалуй, именно этот образ помог Кристиану Диору открыть в себе талант художника ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Коко Шанель
Шанель – синоним слова «стиль» для целого мира. Обладательница этого имени посвятила Моде всю свою жизнь. Будучи замужем за своей работой, она так и не познала семейного счастья. Но это не ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Модный сезон весна-лето 2011
Что отличает Женщину от деловой женщины? При всём уважении к Верочке из «Служебного романа» - не просто походка. Мода - таков ответ самых известных дизайнеров мира, которые после строгих сдержанных ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Вивьен Вествуд
Увидев ее наряды великая Габриэль Шанель, наверняка бы, фыркнула. А скромный и застенчивый Кристиан Диор - покраснел. Но безумно эпатажная и не менее талантливая Вивьен Вествуд привыкла не обращать внимания ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Юбер де Живанши
Кристиан Диор
Коко Шанель
Модный сезон весна-лето 2011
Вивьен Вествуд

Частичное или полное копирование, перепечатка и использование материала допускается только с разрешения редакции.