Журнал для деловых людей.
Интервью, мода, бизнес, книги, политика,
искусство, технологии, общество

КОНЦЕПЦИЯ ДЕЛОВОГО СТИЛЯ И LIFESTYLE

Сложную проблему мы уместим в несколько предложений. Традиционный консерватизм – сделаем более креативным. И в итоге – получим деловой стиль, сочетающий качество высокого стандарта и новые интересные идеи.

 

Психоз

Механизм страха.


Психоз. Механизм страхаСаспенс – в этом жанре Альфреду Хичкоку не было и, пожалуй, не будет равных. Только мастер ужасов умел надавить на самые нужные нервные окончания, вызвав у зрителей ощущение тревожного ожидания и полной безысходности. И в этом отношении наиболее удачной его работой считается фильм “Психоз”. Здесь напряжение доведено до предела, а мир кошмара и безумства показан во всей своей красе.

Создавая свой шедевр, маэстро уверенным, целенаправленным шагом пробирался вперед, собирая по кусочкам, по деталям механизм всеобъемлющего человеческого страха.

 

Непредсказуемый сюжет.

 

Альфред Хичкок имел прекрасное чутье на все, что могло напугать до полусмерти. Поэтому, когда к нему в руки попала книга под названием “Психоз” неизвестного писателя Роберта Блоха, в которой рассказывалось о похождениях маньяка, страдающего раздвоением личности, он уже стал рисовать в своем воображении мизансцены будущего фильма. Больше всего мастера ужасов привлек сюжет романа, непредсказуемый, часто вводящий читателя в заблуждение. На его основе можно было написать отличный сценарий! Итак, решено: будет снят новый фильм, который повергнет зрителей в шок, схватит их цепкими клешнями напряжения, а затем отпустит, вызвав чувство полной растерянности. Но, чтобы все сработало на сто процентов, нельзя допустить утечку даже малейшей информации за пределы съемочной площадки.

Желая сохранить сюжет нового фильма в тайне, Хичкок разработал стратегический план, достойный, пожалуй, уровня служб безопасности. Для начала анонимно приобрел у Блоха права на экранизацию романа, затем скупил множество копий книги, чтобы с “историей болезни” маньяка по имени Норман Бейтс успело познакомиться как можно меньше людей.  Для самой ленты придумал два ложных названия “Производство 9401” и “Чокнутый”…

Премьера фильма состоялась 16 июня 1960 года. До сих пор о том, что это будет за картина, не догадывались даже сами критики – Хичкок запретил показ фильма до выхода его на экраны. А в день премьеры «конспирационные» страсти вокруг нового творения мастера ужасов достигли своего апогея. Уже перед первым сеансом у дверей кинотеатров появились люди в форме, которые стали задерживать у входа всех опоздавших зрителей. Объяснение столь дерзких мер было довольно простым: “Мы бы рады впустить всех, кто не успел к началу сеанса, но мистер Хичкок не видит в этом смысла. Ведь структура фильма настолько едина, что пропустить первые минуты ну просто непозволительно”.

Кто знает, может быть тем, кто в этот день задержался на работе или встретил на пути в кинотеатр старого знакомого, даже в чем-то повезло. Ведь, отличившиеся пунктуальностью, испытали такой ужас, что им трудно было позавидовать. Главная героиня, Мэрион Крейн, оказавшаяся вовсе не центральным персонажем, детективная история с похищением 40 000 долларов, переросшая в кровавый триллер, тщательное описание поведения душевнобольного убийцы, подробные сцены насилия, – эти сто с лишним минут “Психоза” превратились для многих в настоящее испытание на устойчивость нервной системы.

 

Обнажённый страх.

 

Обнажённый страхУбийство Мэрион в душе – одна из самых ужасных сцен в истории мирового кинематографа. Режиссер прекрасно понимал, чего от нее хочет – обнажить потаенные страхи человека, сыграв на беззащитности, неожиданности и добавив порцию шокирующей откровенности. Для того, чтобы желаемые результаты были достигнуты, пришлось изрядно потрудиться.

Все четыре стены ванной сделали раздвижными. Это дало возможность снимать с любого ракурса. Центральное отверстие в головке душа закрыли, что помогло сделать хорошие кадры внутри струи воды. Из соображений цензуры крупные планы не должны были выглядели чрезмерно эротическим, поэтому пикантные части тела героини прикрыли специальной полупрозрачной тканью.

Чтобы, после того, как убийца раздвинул шторку ванной, зрители могли увидеть лишь его темный, неотчетливый силуэт, источник света расположили за спиной маньяка. Кстати, в съемках этой сцены Энтони Перкинс, исполнитель роли Нормана Бейтса, уехавший по делам в Нью-Йорк, участия не принимал. Вместо него убивать Мэрион Крейн пришлось одной из женщин съемочной команды. Кровь в сцене заменил шоколадный соус. Звук ножа, пронзающего тело девушки, был удачно сымитирован звуком ножа, втыкающегося в дыню. “Добить” своих зрителей Хичкок решил стоп кадром мертвого глаза Мерион.

Сцена продолжается всего 45 секунд. Тем не менее, процесс ее съемки был довольно длительным – понадобилось целая неделя. Эффекта целостности и завершенности удалось добиться с помощью 90 монтажных стыков.

Когда работа над главной сценой фильма была завершена, Хичкок понял, что все получилось именно так, как он хотел, и 45 секундный кошмар зрителям обеспечен. Он не ошибся, некоторые, особо впечатлительные, стали просто-напросто бояться принимать душ. Так, однажды режиссер получил письмо от одного мужчины, который жаловался, что его дочь отказывается мыться из-за его ужасного фильма. Ответ адресата был емким и кратким: “Отправьте ее в химчистку”.

 

Наглый обман.

 

Альфред ХичкокВ фильме “Психоз” Хичкок ловко обманывает зрителей, до последнего момента не давая понять, что мать Нормана Бейтса – это лишь плод его больного воображения и что на самом деле убийца именно он. Поступи режиссер иначе, “Психоз” был бы уже не таким непредсказуемым и напряженным.

Незаменимым инструментом, позволившим ввести зрителей в заблуждение, стали умелые операторские приемы. Из них режиссер особо выделял два эпизода: убийство детектива Арбогаста и тот, когда Бейтс переносит мать на руках в подвал. Во время первого Хичкок обошелся одним кадром Арбогаста, поднимающегося по лестнице, и, когда тот оказался на верхней ступеньке, стал снимать камерой, установленной прямо под потолком.

- Оттуда можно было так снять старую даму, что публика не заподозрила бы меня в том, что я нарочно скрываю ее лицо – иначе она была бы разочарована. Главная же причина, по которой я поднял камеру так высоко, заключалась в том, что мне необходимо было создать резкий контраст между общим планом и крупным планом головы, когда героя моего настигал нож. …В кадре сверху мать появляется неожиданно, и встык я монтирую движение ножа. А потом идет крупный план Арбогаста. Мы положили на его лицо пластиковый тюбик с гемоглобином, и как только нож протыкал его, на лице появлялась струйка крови, – объяснял мастер ужасов. Камера, расположенная высоко, сделала свое дело и в другом эпизоде.

- Когда Перкинс шел по лестнице, я поднял камеру. Он входит в комнату, мы его не видим, но слышим его слова: “Мама, я провожу тебя вниз. Они тут везде шныряют”. И потом мы видим, как он тащит ее в подвал. Мне хотелось снять сцену, когда он ее тащит, одним куском, и притом сверху (я объяснял, почему), но чтобы зритель не удивился, отчего это камера вдруг подпрыгнула. Поэтому камера двигалась по тросу параллельно Перкинсу, и прерывать план-эпизод не пришлось. И когда камера поднялась на самый верх, к двери, она повернулась и нацелилась на ступени вниз. Тем временем спором матери и сына я отвлек внимание зрителей от деталей поведения камеры. Она же оказалась над Перкинсом и оттуда показывала, как он тащит мать в подвал. Отменное удовольствие – водить публику за нос с помощью камеры.

 

Ложное обаяние.


Праобразом Нормана Бейтса стал знаменитый маньяк Эд Гейн – самый жестокий серийный убийца за всю историю Америки, коллекционер черепов и отрубленных голов, портной, чьим любимым материалом была человеческая кожа. (Его “славная” биография была отражена еще и в таких фильмах, как “Молчание ягнят”, “Техасская резня бензопилой”). Однако Роберт Блох, автор романа “Психоз”, не стал чересчур вдаваться в подробности его кровавых дел. В свою очередь, Хичкок тоже внес свои коррективы.

В романе психопат описан 45-летним, страдающим от избыточного веса, некрасивым мужчиной. В собственную мать Бейтс превращался после употребления алкогольных напитков. Но режиссеру образ немолодого алкоголика-шизофреника не понравился сразу, и он превратил Нормана Бейтса в высокого, стройного красивого молодого человека, ведущего трезвый образ жизни. Ну разве можно предположить, что этот симпатичный владелец придорожного мотеля может оказаться безжалостным убийцей?

Энтони Перкинс, задача которого состояла в том, чтобы наиболее точно передать душевное состояние своего персонажа, справился мастерски. Ложное обаяние, сменяющееся болезненными блеском в глазах и мимикой, нервное пожевывание, ужасающий взгляд… – все это позволило актеру воплотить в жизнь главную режиссерскую задумку: описание не столько самого преступления, сколько внутреннего состояния душевно больного человека.

 

Нервный надрыв.


“Все не то! Чего-то не хватает!” – возмущался Хичкок, увидев первые результаты съемок.

Он уже стал подумывать о том, чтобы закрыть проект. Но, к счастью, на помощь подоспел композитор Бернард Херманн.

- Черно-белый саундтрек для черно-белого фильма, – сказал он и дал режиссеру послушать свое новое творение.

Оно полностью состояло из игры струнных инструментов – виолончелей и скрипок. Они надрывались, воспроизводя ужасный, режущий слух, звук, который как ничто другое ассоциируется с чувством обреченности и тревоги. Впоследствии маэстро страха не раз помянул добрым словом композитора, чье талантливое произведение спасло фильм от забвения.

 

Таинственная атмосфера.

 

Альфред ХичкокЕсли же черно-белой фильм дополняла музыка такой же окраски, необходимо было, чтобы и обстановка соответствовала цветовой гамме.

Интуиция не подвела Хичкока и на этот раз:

- Таинственная атмосфера возникла в некоторой степени случайно. Например, действие у нас происходит в Северной Калифорнии, где такой тип дома очень распространен. Этот стиль называется “калифорнийской готикой” или, презрительно — “имбирный пряник”. Я не собирался воспроизводить старомодную академическую атмосферу фильмов ужасов. Я всего лишь хотел быть точным в деталях, поэтому и дом, и мотель — абсолютно верные модели реально существующих построек. Я выбрал именно эти две, понимая, что если бы я взял за образец обыкновенное бунгало, эффект был бы другой. Именно этот архитектурный тип отвечал моему ощущению атмосферы этой истории.

Со слов Хичкока ясно, что дизайн дома и мотеля навеян северокалифорнийской архитектурой. В Санта-Круз существует местная легенда, которая рассказывает нечто большее, чем сам режиссер. Считается, что прототипом владений Бэйтса стал особняк, которым первоначально владело семейству Киттридж. Хозяева много раз сменялись, дом стал, в конце концов, притоном для торговцев наркотиками и сатанистов, а позже был преобразован в отель.

Рубрика: Деловой Тихвин №2, Культура.   Теги: ,   
Также рекомендуем:
Служебные романтики
В начале 70-х годов Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский написали пьесу “Сослуживцы”. Произведение прекрасно прижилось на сценах советских театров, и об его экранизации известный режиссер даже не задумывался. Но однажды ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Завтрак у Тиффани
В 1961 году вышел в свет фильм “Завтрак у Тиффани”, снятый по одноименному роману Трумана Капоте. Трогательная история о милой и эксцентричной девушке, ищущей богатого жениха, спустя время заняла законное ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Роберт Земекис
Режиссер-новатор, настоящий творец, способный выразить себя в самых разных жанрах и создать настоящий шедевр из любого материала, Роберт Земекис долго продвигался к вершинам своего мастерства. И при этом подарил ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Старик
Меня мучило-маяло третью неделю – сходить? или забить, да и выкинуть из головы? Немногие, но всерьёз, говорили, что у Старика случается нимб. Правда… хм, большая часть из этих немногих тут ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Любовь по расчёту
Альфред Хичкок, который обожал Грейс и в своё время снял её в трёх своих фильмах, предложил княгине главную роль в фильме «Марни». Зная, что это поможет вернуть Грейс к нормальной ...
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Служебные романтики
Завтрак у Тиффани
Роберт Земекис. Путь классика.
Старик
Любовь по расчёту

Частичное или полное копирование, перепечатка и использование материала допускается только с разрешения редакции.